- Обзор
-
Чуйский тракт – автомагистраль на Алтае, признанная одной из самых живописных в России, входящая в десяток красивейших дорог мира по рейтингу издательства National Geographic. Официальное наименование — М52, это автодорога федерального значения по маршруту Новосибирск-Ташанта (последний населенный пункт на территории РФ возле границы с Монголией).
Автопутешественникам, стремящимся покорить всю трассу, предстоит путь по территориям Новосибирской области, Алтайского Края и Республики Алтай. Общий километраж Чуйского тракта М52— 962 км, он проходит по удивительным местам, заставляющим искренне восторгаться его каждым километром и поворотом. Путь проляжет вдоль долин 7 рек, между многочисленными горными хребтами, через два живописных перевала и сквозь высокогорные степи.
История Чуйского тракта — прошлое и современность
«Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездит по ней шоферов…» — не каждая трасса может похвастаться тем, что ей посвящена отдельная песня. Все, кто слышал эти слова, сразу вспоминают романтическую историю любви алтайского водителя Снегирева Коли. Впервые песня «Чуйский тракт» прозвучала в киноленте Василия Шукшина «Живет такой парень», в фильме рассказывается о буднях другого шофера — Пашки Колокольникова.
Но кино сразу же принесло всесоюзную известность этой алтайской дороге, а песня стала своеобразным гимном водителей. Тем, кто хочет увидеть, как выглядел Чуйский тракт в 60-е года пошлого века, стоит пересмотреть фильм. Сейчас дорога перетерпела много положительных изменений, она неоднократно реконструировалась и на данный момент представляет сбой современную широкую трассу с асфальтовым покрытием. Возле скалы Белый Бом расположен памятник Кольке Снегиреву.
История Чуйского тракта уходит своими корнями в далекое прошлое. В древности тут проходила горная тропа северного ответвления Великого Шелкового пути, которой пользовались китайские, монгольские и алтайские торговцы, проводя вьючные караваны.
- Первые попытки расширить и улучшить состояние тропы предпринимались в конце19-м веке, но вплотную строительством Чуйского тракта занялись лишь в 1901 году. Тропа была преобразована в узкую дорогу, пригодную для небольших колесных обозов.
- В 1916 году началось возведение нового маршрута Чуйского тракта — специально для первых автомобилей; оно продолжалось вплоть до 1935 г.
- За годы советской власти дорога неоднократно преобразовывалась и реконструировалась: менялось ее направление по более удобным маршрутам, строились мосты.
- Свой окончательный облик Чуйский тракт приобрел в конце 80-х г.
Маршрут М52: Новосибирск — граница с Монголией
Официально путешествие по Чуйскому тракту М52 начинается в Новосибирске, проходит через юг области, через ее равнинные степи, поля и березовые рощицы. А вот далее дорога следует через несколько крупных городов Алтайского края: на 217 км через Новоалтайск (спутник Барнаула, находящийся от него всего в 17 км), на 354 км через г. Бийск. Интересно, что исторический Чуйский тракт начинается только в Алтайском крае и именно возле города Бийска, сразу после пересечения им реки Бия.
- После Бийска трасса Чуйский тракт М 52 пролегает вдоль правого берега реки Катуни, следуя ему на протяжении 150 км. Постепенно равнинный ландшафт лесостепной зоны начинает меняться на холмистый.
- А уже на территории Республики Алтай, сразу после ее столицы Горно-Алтайска (435 км), начинается настоящий горный Чуйский тракт, достопримечательности и памятники природы встречаются здесь практически за каждым поворотом.
- Живописные села по берегам реки Катуни входят в состав курортной зоны Алтая (Манжерок, Усть-Муны).
- После села Усть-Сема (497 км) Чуйский тракт М52 резко сворачивает на запад к селу Камлак, оставляя Катунь позади.
- У села Черга (515 км) вновь устремляется в преимущественно южном направлении к районному центру Шебалино (547 км).
- За селом Топучая (572 км) начинается затяжной, девятикилометровый подъем Чуйского тракта на Семинский перевал, находящийся на высоте 1717 м.
- После него дорога поворачивает на юго-восток, стремясь вновь воссоединиться с Катунью. Самый крупный населенный пункт здесь — село Онгудай (633 км).
- Сразу за селом Хабаровка начинается сложный перевал Чуйского тракта — Чике-Таман (659 км), представляющий собой крутой серпантин с множеством поворотов.
- В его верхней точке, на высоте 1295 м, расположена смотровая площадка, с которой открываются потрясающие виды на две долины. Рядом находятся старая дорога на перевал, которой пользовались вплоть до 1984 года и остатки древней Мунгальской тропы.
- После одиннадцатикилометрового спуска трасса следует параллельно долине реки Большой Ильгумень, до самого ее впадения в реку Катунь.
- Далее Чуйский тракт проходит по левому берегу Катуни, в некоторых местах пробираясь прямо вдоль ее обрывистых берегов, подпираемый огромными скальными массивами (Уркошбом, Коргучубом и Ялонманбом).
- В селе Иня (703 км) дорога пересекает Катунь, около 9 км следует ее правого берега и резко меняет направление на восток, вдоль реки Чуя. Именно эта река и дала название Чуйскому тракту.
- За несколько километров до села Курай (826 км) начинается высокогорная Курайская степь, со специфичным полупустынным ландшафтом и растительностью.
- А уже после села Чаган-Узун (на 874 км) начинается Чуйская степь, протяженность ее долины 70 км; в ее центре находится районный центр Кош-Агач (890 км).
- На 941 км находится Ташанта — последнее село, через которое проходит Чуйский тракт, через 20 км начинается Монголия.
- где остановиться
- чем заняться
- что еще посмотреть
- Фотографии
-
- 1
- 2