Расположение:

Посмотреть объект на карте

Обзор

Чуйский тракт – автомагистраль на Алтае, признанная одной из самых живописных в России, входящая в десяток красивейших дорог мира по рейтингу издательства National Geographic. Официальное наименование — М52, это автодорога федерального значения по маршруту Новосибирск-Ташанта (последний населенный пункт на территории РФ возле границы с Монголией).

Автопутешественникам, стремящимся покорить всю трассу, предстоит путь по территориям Новосибирской области, Алтайского Края и Республики Алтай. Общий километраж Чуйского тракта М52— 962 км, он проходит по удивительным местам, заставляющим искренне восторгаться его каждым километром и поворотом. Путь проляжет вдоль долин 7 рек, между многочисленными горными хребтами, через два живописных перевала и сквозь высокогорные степи.

История Чуйского тракта — прошлое и современность

«Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездит по ней шоферов…» — не каждая трасса может похвастаться тем, что ей посвящена отдельная песня. Все, кто слышал эти слова, сразу вспоминают романтическую историю любви алтайского водителя Снегирева Коли. Впервые песня «Чуйский тракт» прозвучала в киноленте Василия Шукшина «Живет такой парень», в фильме рассказывается о буднях другого шофера — Пашки Колокольникова.

Но кино сразу же принесло всесоюзную известность этой алтайской дороге, а песня стала своеобразным гимном водителей. Тем, кто хочет увидеть, как выглядел Чуйский тракт в 60-е года пошлого века, стоит пересмотреть фильм. Сейчас дорога перетерпела много положительных изменений, она неоднократно реконструировалась и на данный момент представляет сбой современную широкую трассу с асфальтовым покрытием. Возле скалы Белый Бом расположен памятник Кольке Снегиреву.

История Чуйского тракта уходит своими корнями в далекое прошлое. В древности тут проходила горная тропа северного ответвления Великого Шелкового пути, которой пользовались китайские, монгольские и алтайские торговцы, проводя вьючные караваны.

  • Первые попытки расширить и улучшить состояние тропы предпринимались в конце19-м веке, но вплотную строительством Чуйского тракта занялись лишь в 1901 году. Тропа была преобразована в узкую дорогу, пригодную для небольших колесных обозов.
  • В 1916 году началось возведение нового маршрута Чуйского тракта — специально для первых автомобилей; оно продолжалось вплоть до 1935 г.
  • За годы советской власти дорога неоднократно преобразовывалась и реконструировалась: менялось ее направление по более удобным маршрутам, строились мосты.
  • Свой окончательный облик Чуйский тракт приобрел в конце 80-х г.

Маршрут М52: Новосибирск — граница с Монголией

Официально путешествие по Чуйскому тракту М52 начинается в Новосибирске, проходит через юг области, через ее равнинные степи, поля и березовые рощицы. А вот далее дорога следует через несколько крупных городов Алтайского края: на 217 км через Новоалтайск (спутник Барнаула, находящийся от него всего в 17 км), на 354 км через г. Бийск. Интересно, что исторический Чуйский тракт начинается только в Алтайском крае и именно возле города Бийска, сразу после пересечения им реки Бия.

  1. После Бийска трасса Чуйский тракт М 52 пролегает вдоль правого берега реки Катуни, следуя ему на протяжении 150 км. Постепенно равнинный ландшафт лесостепной зоны начинает меняться на холмистый.
  2. А уже на территории Республики Алтай, сразу после ее столицы Горно-Алтайска (435 км), начинается настоящий горный Чуйский тракт, достопримечательности и памятники природы встречаются здесь практически за каждым поворотом.
  3. Живописные села по берегам реки Катуни входят в состав курортной зоны Алтая (Манжерок, Усть-Муны).
  4. После села Усть-Сема (497 км) Чуйский тракт М52 резко сворачивает на запад к селу Камлак, оставляя Катунь позади.
  5. У села Черга (515 км) вновь устремляется в преимущественно южном направлении к районному центру Шебалино (547 км).
  6. За селом Топучая (572 км) начинается затяжной, девятикилометровый подъем Чуйского тракта на Семинский перевал, находящийся на высоте 1717 м.
  7. После него дорога поворачивает на юго-восток, стремясь вновь воссоединиться с Катунью. Самый крупный населенный пункт здесь — село Онгудай (633 км).
  8. Сразу за селом Хабаровка начинается сложный перевал Чуйского тракта — Чике-Таман (659 км), представляющий собой крутой серпантин с множеством поворотов.
  9. В его верхней точке, на высоте 1295 м, расположена смотровая площадка, с которой открываются потрясающие виды на две долины. Рядом находятся старая дорога на перевал, которой пользовались вплоть до 1984 года и остатки древней Мунгальской тропы.
  10. После одиннадцатикилометрового спуска трасса следует параллельно долине реки Большой Ильгумень, до самого ее впадения в реку Катунь.
  11. Далее Чуйский тракт проходит по левому берегу Катуни, в некоторых местах пробираясь прямо вдоль ее обрывистых берегов, подпираемый огромными скальными массивами (Уркошбом, Коргучубом и Ялонманбом).
  12. В селе Иня (703 км) дорога пересекает Катунь, около 9 км следует ее правого берега и резко меняет направление на восток, вдоль реки Чуя. Именно эта река и дала название Чуйскому тракту.
  13. За несколько километров до села Курай (826 км) начинается высокогорная Курайская степь, со специфичным полупустынным ландшафтом и растительностью.
  14. А уже после села Чаган-Узун (на 874 км) начинается Чуйская степь, протяженность ее долины 70 км; в ее центре находится районный центр Кош-Агач (890 км).
  15. На 941 км находится Ташанта — последнее село, через которое проходит Чуйский тракт, через 20 км начинается Монголия.

- где остановиться

- чем заняться

- что еще посмотреть

Фотографии